Запорная арматура: в чем основные причины поломок и как их устранить самостоятельно?
Чаще всего запорная арматура выходит из строя из-за недостаточной герметичности уплотнительных элементов. Это может случиться из-за:
- грязи, попавшей под уплотняющее устройство;
- царапин, выбоин, неравномерного износа на поверхностях уплотнителей.
Если обнаружились дефекты арматуры, нужно открыть и закрыть ее несколько раз, чтобы поток воды смыл с уплотнителей осевшую грязь. Иногда эти меры бесполезны, тогда разбирают задвижку или кран и удаляют с уплотнительных поверхностей грязь. Следует обращать внимание на возможное наличие на поверхностях неровностей, царапин, сколов, которые устраняют притиркой – смазыванием машинным маслом, посыпанием наждачной пылью или стеклянным порошком.
Распространенные поломки задвижек и способы их устранения:
1. Задвижка, находясь на горизонтальном трубопроводе, в закрытом положении пропускает воду. Неисправность устраняют направлением приливов, после чего задвижка станет исправно функционировать в любом положении.
2. Вследствие продолжительной эксплуатации задвижка в закрытом положении пропускает воду, а клин недостаточно распирает уплотняющую поверхность. Для устранения неполадки следует удлинить хвост клина наплавкой.
3. С корпуса задвижки или дисков спадают бронзовые кольца. На выточку и диски насаживают только горячие кольца. Устанавливая старое кольцо, его дополнительно закрепляют медными шпильками. Под кольца укладывают свинцовую проволоку или промасленную асбестовую набивку.
4. Из-за поломки стального хомута падают диски шиберов и не дают открыть или закрыть задвижку. Требуется замена стального хомутика латунным или медным, а диски на шпинделе закрепляют болтиком.
5. Сломалась крышка сальника, а из-под штока задвижки протекает вода. Оперативно устранить утечку можно без разборки задвижки, если поврежденную крышку сальника закрепить металлической накладкой.
6. Сальниковое уплотнение не обеспечивает герметичность, вода протекает через шток. Не устраненная вовремя неисправность грозит аварийной утечкой воды, механическим повреждением сальниковой камеры задвижки или шпинделя. Утечка сквозь сальниковое уплотнение бывает из-за того, что:
- шпиндель утратил цилиндричность;
- неправильно уложена набивка в сальниковой камере;
- материал набивки выбран неправильно;
- недостаточно уплотнена сальниковая набивка при укладке.
Если обнаружена утечка воды, то через сальник аккуратно подтягивают сальниковую набивку (так, чтобы не повредить чугунную крышку) или заменяют старую новой.
7. Разорвались чугунные задвижки. Как правило, главной причиной разрывов становится температурное удлинение трубопровода, создающее в металлической задвижке превышение допустимого напряжения. Также разрыв может быть вызван некачественным литьем чугуна или замерзанием в задвижках воды.
Разрывы задвижек можно предотвратить соблюдением следующих правил:
- обеспечивать компенсацию трубопроводов (нельзя допускать возникновения высокого напряжения в металлическом корпусе);
- равномерно затягивать фланцевые болты;
- изолировать задвижки на надземных трубопроводах;
- при транспортировке и хранении предохранять задвижки от активных механических воздействий.